Самара, ул. Солнечная,
д. 36а, 2-й этаж, оф.1

Блог самарского психолога

Психосемантический подход в исследовании сознания и личности

20/02/2016 Агафонова Ольга

Одной из важнейших задач психологической науки является разработка психодиагностических средств, позволяющих получить наиболее объективное представление о личности и сознании человека. В данное время среди психологических методик встречаются личностные опросники, тесты достижений, проективные тесты.

Но, как замечает Т.С. Баранова, обращаясь к человеку как носителю индивидуального сознания с целью получения необходимой в психологическом исследовании информации, важно учитывать тот факт, что в основе деятельности сознания лежат определенные закономерности, ведущая из которых - наличие частично осознаваемых или неосознаваемых феноменов в психике субъекта исследования. Данные феномены отличаются ярко выраженной эмоциональной окрашенностью, но при этом обычно не облечены в вербальную форму. Результаты анкет или тестов-опросников, включенные в исследовательские модели, предполагают искажение уже на стадии сбора диагностического материала.

Слабо осознаваемые субъектом эмоциональные структуры имеют психологическую природу и непосредственно связаны с глубоко индивидуальным личностным смыслом, но не могут быть выражены в вербальной форме в силу своей недостаточной осознанности. Поэтому, пытаясь получить от субъекта информацию с аффективного уровня, мы, обычно, получаем когнитивную информацию, имеющую совсем иную природу – непсихологическую, рациональную, определяемую социальными нормами и окружением. В связи с этим важно учитывать сочетание в индивидуальном сознании субъекта двух реальностей: индивидуальной и отраженной. 
Совершенно другое дело - психосемантические методы, доказавшие возможность их использования для анализа широкого круга психических явлений. Именно в этой области родились имплицитная теория личности, представления о жизненном пространстве К.Левина, теория личностных конструктов Дж.Келли, теория личностных смыслов А.Н.Леонтьева.

Психосемантика возникла на стыке психологии и семантики, объединенных общей идеей различения значения и смысла. То, что значения имеют субъективный аспект, представляло собой один из исходных постулатов семантики. Субъективное представление значений является областью исследования психосемантики.

Актуальность проблемы изучения семантического пространства личности состоит в том, что она касается эмоционального отношения личности к различным понятиям для выявления их смысла, индивидуальной системы значений, посредством которой осуществляется отражение и осмысление объективной действительности. В процессе осмысления действительности происходит синтез познания реального мира, ценностей, норм и правил, что подразумевает развитие содержания индивидуального сознания личности.

В настоящее время на пересечении семантики, психологии познавательных процессов, психолингвистики и психологии личности возникло новое направление – психосемантика. 
Семантика, в широком смысле слова – анализ отношения между языковыми выражениями и миром, реальным или воображаемым, а также само это отношение и совокупность таких отношений. Данное отношение состоит в том, что языковые выражения (слова, словосочетания, предложения, тексты) обозначают то, что есть в мире, – предметы, качества или свойства, действия, способы совершения действий, отношения, ситуации и их последовательности.
Психосематика – область психологии, исследующая происхождение, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредствующей процессы восприятия, памяти, мышления, принятия решений и т.д. Психосемантика изучает различные формы существования значений в индивидуальном сознании субъекта (образы, символы, символические действия, а также знаковые, вербальные формы), анализирует влияние аффективных состояний и мотивационных факторов субъекта на сложившуюся у него систему значений. 
Понятие «значение» – одно из базовых в теоретической системе психологии и экспериментальной психосемантике. Проблема значения широко представлена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, Д. Брунера, Ч. Осгуда и др. Значение понимается как «обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности».

Л.С. Выготский говорил: «Значение – объективно сложившаяся в процессе истории система связей, стоящая за словом, одинаковая для всех людей. Значение любого слова приводится в толковом словаре. Смысл – это индивидуальное значение слова».
А.П. Журавлев отмечает, что слово представляет собою единство значения и звучания. Это значит, что в языке нет слов, которые имели бы значение, но не имели бы звучания, точно так же, как нет слов, имеющих звучание, но не имеющих значения. Значение слова - это его содержание, звучание - его форма. Содержание и форма в любом явлении действительности взаимодействуют вполне определенным образом, а именно - они всегда стремятся к взаимному соответствию. Такое соответствие называют мотивацией, а слово, для которого это стремление оказалось реализованным, т.е. содержание и форма которого находятся в соответствии, называют мотивированным. Форма таких слов как бы подсказывает их содержание, а это очень важно для языка: в нашей памяти должно храниться огромное количество форм слов и их значений, причем мы должны мгновенно вспоминать значения любой словесной формы и форму любого значения, иначе утратится возможность оперировать языком.

Теоретические и методические основы психосемантического подхода, направленного на исследование смыслового опыта и индивидуально-специфических способов его структурной организации, в отечественной психологии были заложены Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, в своих работах большое внимание уделявшим проблеме познавательных процессов. В своем труде «Мышление и речь» Л.С. Выготский отмечал, что «анализ исследования интересующей нас проблемы не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод изучения смысловой стороны речи, метод изучения словесных значений». Основным средством изучения психических процессов, по мнению Л.С. Выготского, является употребление знака. В процессе образования понятий в роли знака будет выступать сначала бессмысленное слово, как средство образования понятий, а затем оно становится их символом.

Леонтьевым А.Н. в своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» акцентировалась двойственность природы значения. Так, значение одновременно представляет собой и единицу общественного сознания и формирующую индивидуального сознания. Индивидуальное сознание автором рассматривалось как система значений, данных в единстве с другими образующими: личностным смыслом и чувственной тканью. В системе представлений каждого индивида можно обнаружить специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным опытом. Данная система значений может быть задана в словесных понятиях, системе образов, правилах поведения.
Общественное сознание, по мнению А.Н. Леонтьева, относится к его развитым понятийным формам, к формам фиксации общечеловеческих знаний. Оно, как и индивидуальное, является гетерогенным и включает, наряду с научными знаниями, житейские представления, социальные стереотипы, а также суеверия и предрассудки. Последние предаются из поколения в поколение и отражают определенные исторические национально-культурные формы общественного сознания. Представители разных социальных и профессиональных групп обладают своей системой значений, объединяющихся в «эталоны» и «стереотипы», которые образуют категориальную сетку, позволяющие выделить значимые признаки в какой-либо ситуации или в другом человеке.

Первые исследования в области психосемантики затрагивали проблемы понимания образа как своеобразного перцептивного высказывания о мире, позволяющего использовать лингвистические и психолингвистические методы. Позднее, метод построения субъективных семантических пространств использовался при исследовании категориальных структур индивидуального сознания, анализе специфике индивидуального сознания в процессе восприятия человеком окружающего мира.
Основным методом экспериментальной психосемантики является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориальных структур индивидуального сознания.
Согласно мнению В.Ф. Петренко в задачи психосемантики входит:
- исследование различных форм существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, символические действия, а также знаковые, вербальные формы);
- анализ влияния мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на формирующуюся у него систему значений;
- реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие человеком мира, других людей, самого себя. 
Таким образом, психосемантика – наука, сложившаяся на стыке семантики и психологии и направленная на исследование соотношения значений и смыслов в индивидуальном сознании человека.
Психосемантический подход представляет собой группу индивидуально-ориентированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие конструкты по отношению к миру и самому себе. Психосемантика опирается на методические принципы исследования личности через изучение избирательности человеческого сознания путем реконструкции системы индивидуальных значений.
Применение психосемантики позволяет преодолеть целый ряд сложностей, возникающих при использовании обычных психодиагностических методик. Методы экспериментальной психосемантики позволяют провести формализованную процедуру исследования с возможностью более глубокого анализа результатов. Основным объектом изучения психосемантики является способ восприятия человеком окружающей действительности, «призма», через которую он видит мир.
Экспериментальная психосемантика позволяет реконструировать видение мира глазами самого субъекта. В то время как при традиционном подходе к измерению индивидуальных различий индивид рассматривается как точка в пространстве диагностических параметров, заданных исследователем при экспериментальном психосемантическом подходе индивид как бы оказывается носителем особого пространства, заданного им самим, пространства индивидуальных значений. 
Увеличение частоты использования экспериментальных психосемантических методик вызвано их уникальными возможностями в отношении изучения человеческого сознания. Методы психосемантики являются более адекватными для исследования представлений человека о различных объектах действительности и отношений к ним, чем другие применяемые методы психологической диагностики. Условием успешного применения психосемантических методик стала удобная и несложная математическая модель индивидуального сознания - семантическое пространство. Это система признаков, характеризующих объекты некоторой действительности. Объекты могут быть представлены как точки в этом пространстве, различные свойства - как координатные оси многомерного семантического пространства, значения признаков этих объектов - как координаты точек на оси, а различия между объектами - как расстояния между точками.
Субъект оценивает ряд объектов по специально разработанным шкалам. Результат испытуемого, в отличие от традиционных психологических диагностических методик, представляет собой матрицу значений, где оцениваемые объекты представлены в строках, а оценочные признаки - в столбцах. Матрица каждого испытуемого подвергается многомерному статистическому анализу с целью получения расчетных показателей и повышения наглядности результатов.
Основной метод экспериментальной психосемантики, - пишет Т.С. Баранова, - построение субъективного семантического пространства (СП). Таковым принято считать совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты некоторой содержательной области.

Процедура формирования СП включает три этапа: 
1. Первый - выделение семантических связей анализируемых объектов, т.е. установление между ними смыслового сходства. Методики, используемые для выявления смысловых связей: ассоциативный эксперимент, субъективное шкалирование, семантический дифференциал, методика сортировки. 
2. Второй этап - это математическая обработка исходной матрицы сходства с целью выделения универсумов, т.е. факторов, лежащих в ее основе. 
3. Третий - этап построения семантического пространства - интерпретация выделенных факторов.

Соответственно, личность в психосемантике - это не точка в многомерном пространстве объективных признаков, а целое пространство признаков субъективных, точки в котором олицетворяют различные объекты действительности. Измерение субъективных значений опирается на внутрииндивидуальные, а не межиндивидуальные различия. Иначе говоря, результаты оценки субъектом некоего объекта сопоставляются не с с групповой нормой и не с результатами оценки этого объекта другими респондентами. Эталоном являются собственные оценки этим испытуемым других объектов. Психосемантические методы нацелены на диагностику скорее динамичных ситуационно обусловленных особенностей сознания, чем устойчивых поведенческих личностных черт. В связи с этим психосемантические методы не исключают, а успешно дополняют традиционные психодиагностические методики, используемые для изучения поведения (анкеты) и бессознательных переживаний (проективные тесты), позволяя получить информацию о сознании человека.
Среди семантических методов имеется ряд таких, в которых установление семантических связей исследуемого материала осуществляется опосредованно, через характер и особенности протекания психических процессов переработки этого материала, таких как вербальное научение, запоминание и распознавание, переключение внимания и т.д. Примером подобных методик могут служить:
1) Работы, где исследовалась успешность запоминания в зависимости от семантической организации предъявляемого материала.
2) Эксперименты с парноассоциативным переносом, где в результате замены слова-стимула на семантически близкие слова или на слова, фонетически близкие, менялась успешность воспроизведения слов-реакций;
3) Эксперименты с хронометрированием времени вынесения суждения об истинности или ложности некоторого утверждения. 
4) Эксперименты с биноуральным предъявлением звуковых стимулов, которые показали, что переключение внимания с одного слухового канала на другой определяется семантической связностью подаваемой по обоим каналам информации.
Приведенные выше исследования показывают возможность опосредованного изучения семантики.
В зарубежных исследованиях изучение психических качеств и свойств субъекта посредством психосемантических конструкций развивается, прежде всего, последователями Ч. Осгуда (создателя семантического дифференциала) и Дж. Келли (репертуарный ролевой тест личностных конструктов).

Семантический дифференциал (СД) – инструмент исследования семантических пространств субъекта. Этот метод разработан в середине 50-х гг. американскими учеными под руководством Ч. Осгуда. Семантический дифференциал служит для качественного и количественного индексирования значений, смыслов с помощью двухполюсных шкал, задаваемых парами антонимичных прилагательных, между которыми расположены 7 градаций степени вхождения того или иного слова в данное качество. 
Шкалы семантического дифференциала не характеризуют реальность, а являются метафорическим выражением состояний и отношений субъекта. В семантическом пространстве, созданном на основе этих шкал, возникает возможность отразить личностный смысл какого-либо объективного значения. В созданном пространстве эмоциональных значений видно сближение понятий, на которые человек реагирует аналогичным образом, и разведение понятий, имеющих различный аффективный фон. Расстояние между понятиями выражается определенным числом (семантическое расстояние), что дает возможность различать оценки одного понятия разными субъектами или разных понятий одним субъектом. Реконструируя модель этого субъективного пространства, исследователь получает возможность взглянуть на мир как бы через призму сознания самого субъекта.
Разработанный Ч. Осгудом метод фактически дает возможность исследовать не только смысл, но и эмоциональную окраску слов. Выделение факторов позволяет получить структуру суждения индивида (или группы людей), а оценки понятий по этим факторам дают возможность построить фрагмент семантического пространства индивида или «концептуальную структуру».

В отличие от семантического дифференциала, созданная Дж.Келли методика репертуарных решеток использует не заданные экспериментатором, а предложенные самим испытуемым шкалы. И даже если состав шкал определен заранее для всех испытуемых, учитывается их индивидуальная субъективная группировка, полученная в результате факторного анализа. Таким образом, репертуарные решетки предполагают обязательную в каждом конкретном случае факторизацию признаков, по которым испытуемый оценивает набор объектов.
В соответствии с терминологией Дж. Келли, объекты, которые оценивает испытуемый, называются элементами, а оценочные признаки - личностными конструктами. Личностный конструкт представляет собой индивидуальный биполярный признак, пригодный для сравнения некоторой совокупности объектов. Существуют как общие для всех людей признаки, так и признаки уникальные для каждого конкретного человека. Человек является активным исследователем, не просто усваивающим извне готовые оценочные средства. Он сам сравнивает, выдвигает и проверяет гипотезы. Следовательно, человек имеет собственные конструкты, непохожие на групповые, что представляет наибольший интерес для экспериментатора. В этом заключается принцип индивидуальности при исследовании конструктов [22]. 
Таким образом, под психосемантикой, как методом диагностики, принято понимать изучение форм существования значений в индивидуальном сознании, позволяющих выявить влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на формирующуюся у него систему значений. Применение методов экспериментальной психосемантики дает возможность получить достоверные результаты при проведении психологических исследований в таких экспериментальных группах, где существуют сомнения в получении правдивых результатов. Представленные в виде «словесной игры», психосемантические методы в действительности раскрывают субъективное содержание языковых знаков, в которых запечатлена структурообразующая работа категориальных значений субъекта.
Сознание — многозначный термин. О сознании говорится и как о способности ощущать и чувствовать и как о присущей человеку способности категоризировать некую информацию и вносить ее в целостную понятийную систему (тезаурус) знаний о мире — «осознавать» или «понимать». И если иметь в виду изучение сознания как исследование его содержания, то здесь, по мнению В.Ф. Петренко, имеются значительные подвижки, но все они касаются проблемы содержания сознания, а его механизмы остаются во многом неизученными. Причину этого «психологического застоя» автор видит во влиянии старых методологических установок, сводящих сознание к простой функции отражения внешней реальности, существующей независимо от наблюдателя. Но человеческое сознание представляет собой сложный концепт, интегрирующий в себе знаковые, языковые конструкты, ценностные установки, культурно-специфические формы мышления и т.п. В такой модели мира имплицитно присутствуют и особенности самого этого сознания, конструирующего модель. Поэтому надо отказаться от представления о предмете познания, существующем независимо от сознания познающего, и перейти к иной системе понятий, включающей позицию наблюдателя, его систему отсчета, его систему категорий.
Идея о единице анализа психического, о системном и смысловом построении сознания, о значении как содержании сознания, о смысле как важнейшем элементе сознания, включающем в себя значение в виде одной из зон и определяющем деятельность человека, лежит в основе современных представлений о сознании как смысловом образовании.

Согласно позиции А.Н. Леонтьева, сознание включает в себя три образующих элемента: индивидуальную систему значений, чувственную ткань и личностные смыслы. Единицей анализа сознания А.Н. Леонтьев, как и Л.С. Выготский, считает значение, а чувственная ткань и личностный смысл отражают взаимосвязь значения с внешними аспектами предметного мира и субъективным миром человека. Значение является достоянием субъективного сознания, обобщенным отражением действительности, выработанным человечеством и зафиксированным в виде понятий, знаний или даже умений как обобщенных образов действий, норм поведения и пр.. Вторым образующим элементом сознания является чувственная ткань как чувственно представленное, образное содержание сознания, которое образует чувственный состав конкретного образа реальности - актуально воспринимаемого или всплываемого в памяти, относимого к будущему или даже просто воображаемого. К третьему образующему элементу сознания относится личностный смысл, связывающий значение с реальностью субъективного мира человека, с его мотивами. С опорой на личностный смысл значение приобретает пристрастность, превращается из «значения-в-себе» в «значение-для-меня».
Позиции А.Н. Леонтьева в отношении образующих компонентов сознания экспериментально апробированы в рамках психосемантики (В.Ф. Петренко, В.П. Серкин, В.В. Столин, А.Г. Шмелев и др.). В.Ф. Петренко конкретизирует, что психосемантический подход рассматривает семантические компоненты в качестве функциональных, а не морфологических единиц. Иными словами, через значение, как сложную структуру, может выражаться различный смысл, однако придание смыслу не содержательной, а функциональной интерпретации позволяет рассматривать значение как единицу сознания. 

Как писал Л.С. Выготский, являясь средством осознания, понятия могут не осознаваться субъектом как таковые. Поэтому в психосемантическом эксперименте перед испытуемым не ставится задача на осознание собственной категориальной сетки мировосприятия. Ему даются задачи, где система значений задействована в режиме употребления. Человек в психосемантическом эксперименте что-либо классифицирует, оценивает, выносит конкретные единичные суждения, а результаты этой деятельности накапливаются и фиксируются в матрице данных, из которой с помощью многомерного статистического анализа исследователь выделяет некие базисные категории. Эти категории – факторы, и они задействованы в режиме «употребления» при единичных высказываниях и суждениях респондента. Таким образом, по результатам конкретной деятельности испытуемого исследователь реконструирует категориальную систему, которая может и не осознаваться самим испытуемым, но образует опорные точки его собственной картины мира.
А.Ю. Агафонова теоретическое представление о сознании выстраивает таким образом, как будто оно не зависит от конструкции мозга, строения самой нервной системы, физиологии человеческого организма, а также социологических факторов микро- и макроокружения человека. Такое исключение из поля зрения объектов внепсихической природы дает возможность исследовать сознание не только как эмпирический материал, но и как теоретический, идеальный объект. А.Ю. Агафонов определяет задачу исследования как изучение именно триады «состав, строение и работа сознания». При этом непосредственно эмпирическое исследование должно быть направлено только на выявление эффектов функционирования сознания, поскольку представления о составе и строении сознания являются теоретическими конструктами. А.Ю. Агафонов, как и Л.С. Выготский, уравнивает между собой единицу анализа сознания и его содержание, определяет ряд критериев (принципов), которым должна соответствовать единица анализа сознания:
- принцип неразложимой целостности, подразумевающий под единицей анализа только такое целое, которое, во-первых, обладает в элементарном виде всеми свойствами, носителем которых является вся психика, и, во-вторых, это целое не может быть разложимо на более мелкие элементы;
- принцип первичности психического материала, требующий считать единицей анализа «материал психического, в отличие от любого рода психических структур, функций, свойств, состояний»;
- принцип психической гетерогенности, предполагающий проявление единицы анализа психического в качественно разных составляющих сознания: «Различные психические образования должны быть понятны в аспекте своего содержания исходя из первоначального выбора единицы анализа»;
- принцип необходимого развития, предполагающий постоянное развитие и даже саморазвитие единицы анализа;
- принцип психологической гомогенности, запрещающий выбирать какое бы то ни было образование, не относящееся к сфере психического в качестве единицы анализа психического.
Таким образом, анализ теорий, изучающих проблемы смыслового строения сознания, показывает, что выявление элементов сознания стало рассматриваться как проблема определения единицы анализа психического, что позволяет ответить на вопрос о содержании сознания. Такими единицами чаще всего называются значения и смыслы, что ставит психосемантический метод исследования на одно из первых мест при выборе инструментария.
Попытки изучения личности при помощи психосематнических методов были предприняты Ю.А. Абросимовой, Д.В. Базаровой, И.В. Грековым.
Ю.А. Абросимова применяла психосемантические методы исследования к изучению так называемой интегрированной личности. В отечественной и зарубежной психологии интегрированная личность рассматривается как базовый критерий психологического здоровья и один из основных показателей эффективности психологической помощи.

Изучение категориальной структуры сознания, отражающего образ интегрированной личности, психосемантическими методами, дает возможность выявить значимые структурные единицы языка, системы индивидуального и общественного сознания, связанного с данным образом, разработать основные принципы построения метаязыка описаний данного явления с концептуальной и феноменологической точек зрения. Рассмотрение образа интегрированной личности как семантического объекта позволяет также применить к его исследованию современные методы количественного анализа, выявить микро- и макроструктурные единицы описаний, что способствует более продуктивному обмену данными, полученными разными авторами на отечественном и зарубежном материале.
Содержание образа интегрированной личности включает в себя систему представлений человека о целостности своего Я, высших духовных ценностях, пути духовного развития и своем предназначении в жизни. Психосемантический подход к анализу систем представлений об образе интегрированной личности позволяет прояснить «картину мира», которая «являет собой структурированную совокупность отношений» к интегрированной личности различных социальных групп. 
Д.Р. Базарова изучала самоописания «Я» в структуре образа мира студентов при помощи такой психосемантической методики, как Тест «Кто Я?» М. Куна и Г. Макпартлэнда. Все ответы были отнесены к одной из двух категорий: объективное и субъективное упоминание. Примерами первой категории являются такие характеристики себя, как «студент», «дочь», «брат», «борец», «будущий психолог», т.е. утверждения, относящиеся к объективно определенным статусам и классам. Примерами субъективных категорий являются такие, как «целеустремленный», «уверенный», «скромный», «активный» и т.д. Характеризуя себя, участники эксперимента наиболее часто упоминали положительные личностные характеристики, деловую активность, нейтральные личностные и социальные характеристики, родственные отношения и индивидные характеристики.

Основной объективной категорией в структуре образа мира студентов является категория «Я – студент». В психосемантике данного понятия студенты выделяют адекватные компоненты. Так, на первом месте у них стоит «учеба (пары, занятия)», что является вполне актуальным для них в данном возрасте; на втором месте у студентов – «экзамены, сессия»; на третьем месте – «общага», это определение делает акцент на то, что большинство студентов приехало из близлежащих районов, поэтому они уделяют большое внимание учебе и месту жительства; на четвертом месте – «цель» (будущая профессия, получение диплома). Стипендия для студента, конечно, значима, но она стоит на пятом месте в приоритетах исследуемой молодежи. В силу возраста и неполного становления личности студентов в процессе обучения шестое место в иерархии их образа мира заняла категория «молодая жизнь». Результаты исследования выявили позитивную групповую и личностную идентификацию студентов.

И.В. Греков изучал субъективную семантику образа я как личностного «Я-мифа». В проведенном эмпирическом исследовании была поставлена задача изучить структуру и ценностно-смысловое содержание субъективного пространства образа Я. Согласно одной из основных гипотез исследования, субъективное пространство образа Я может быть представлено как метафорическая четырехкомпонентная модель диалогического взаимодействия архетипических субличностей, которая получила название «Я-миф». Модель Я-мифа концептуально базируется на теории архетипов К.Г. Юнга и концепции «мономифа» Дж. Кэмпбелла, соответственно которой многочисленные героические мифы народов мира имеют единообразную структуру, общую для мифологических традиций Запада и Востока. Исследование психосемантики Я-мифа актуализирует вопрос о наличии архетипических внутренних закономерностей человеческой индивидуальности.

Я-миф понимается автором как структурообразующая модель описания жизненного мира личности, модифицирующая целостную систему личностно-смысловых установок и представлений индивида, репрезентируемых сознанием в процессе самоосуществления и становления личностной идентичности, то есть субъектогенеза. Я-миф является своего рода системой координат, преломляющей через себя любое внешнее воздействие и задающей каноны индивидуального мировосприятия, определяя намерения и действия индивида, и, выполняя ряд функций: регулятивную функцию, обеспечивая целостность образа-Я, не давая устойчивой картине мира распадаться под воздействием обстоятельств.

Я-миф, как семантическая структура, сохраняет целостность комплекса представлений индивида о себе самом, и в случае деструкции гештальта Я-мифа, запускает механизм психологической реадаптации, модифицируя защитный функционал Я-мифа, сообразуясь с конкретными требованиями среды. В ситуации актуального экзистенциального выбора Я-миф формируется диалогическим взаимодействием тетрады архетипических субличностей или модальностей Я (Бунтаря, Хранителя, Мудреца и Героя).

С помощью метода личностного семантического дифференциала были выявлены особенности репрезентации субъективных личностных смыслов в индивидуальном сознании испытуемых, связанные с оцениванием архетипических образов-субличностей по шкалам трех факторов - «Оценки», «Силы», «Активности». Результаты субъективного оценивания образов Бунтаря, Хранителя, Мудреца, Героя как субличностей в структуре целостного образа Я подтверждают основную гипотезу исследования о наличии универсальных общих, личностно - смысловых и типологических оснований каждого образа-субличности и вносят научный вклад в изучение проблематики образа Я, психосемантики, субъективной семантики, проблемы установки, психологии типов, развития и трансформации Я – идентичности.
Таким образом, использование психосемантических методов в изучении личностных особенностей позволяет получить необычный и интересный материал о структуре личности, особенностях ее самосохранения, самоидентификации, других интересующих исследователя качествах, что свидетельствует в пользу применения методов психосемантики для изучения личности.

Психосемантика – наука, сложившаяся на стыке семантики и психологии и направленная на исследование соотношения значений и смыслов в индивидуальном сознании человека.
Применение методов экспериментальной психосемантики дает возможность получить достоверные результаты при проведении психологических исследований в таких экспериментальных группах, где существуют сомнения в получении правдивых результатов. Представленные в виде «словесной игры», психосемантические методы в действительности раскрывают субъективное содержание языковых знаков, в которых запечатлена структурообразующая работа категориальных значений субъекта.
Объектом психологии часто становятся психические феномены, имеющие сильную аффективную составляющую и крайне низкий уровень осознания. Непосредственно влияя на поведение субъекта, эмоциональный компонент спрятан от глаз наблюдателя, не всегда достаточно отчетливо осознается самим субъектом, и по этой причине не включается в исследовательские модели. Аффективный компонент, являясь пограничным феноменом психики и социальной среды, требует проецирования в сферу исследования базовых положений разных наук о человеке. Область их пересечения описывается, например, в социологии - аффективной составляющей социальной установки, в психологии - личностными смыслами, в семантике - коннотативными значениями. Интегрируя все это, лишь психосемантика может предоставить конкретный метод исследования. Построение субъективных семантических пространств, дающих возможность выявлять наиболее важные факторы, благодаря которым субъект осуществляет бессознательный категориальный анализ какого-либо психического феномена, и является таким методом. Он позволяет в определенной мере решать проблемы изучения глубинных структур психики человека, отвечающих за регуляцию его социального поведения.
Анализ теорий, изучающих проблемы смыслового строения сознания, показывает, что выявление элементов сознания стало рассматриваться как проблема определения единицы анализа психического, что позволяет ответить на вопрос о содержании сознания. Такими единицами чаще всего называются значения и смыслы, что ставит психосемантический метод исследования на одно из первых мест при выборе инструментария.
Использование психосемантических методов в изучении личностных особенностей позволяет получить необычный и интересный материал о структуре личности, особенностях ее самосохранения, самоидентификации, других интересующих исследователя качествах, что свидетельствует в пользу применения методов психосемантики для изучения личности.