Самара, Московское ш., 20а

Блог самарского психолога

Одиночество как социальный феномен

25/10/2015 Агафонова Ольга

Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, выражающее определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Существует ряд теорий, связанных с проблемой одиночества.

Большинство теоретических рассуждений об одиночестве было связано с клинической практикой или вытекало уже из существующих теорий. Уильям А.Саднер и Томас Б.Джонсон провели исследования и выделили четыре измерения одиночества, их можно обозначить как космическое, культурное, социальное, межличностное. Модели измерения созданы для того, чтобы объяснить потенциальную область переживания и ее сложность, а также высветить разнообразные значения, которые могут быть обнаружены в переживаниях одиночества. Одно из 4-х измерений – космическое, пожалуй, наиболее сложное. Космическое измерение применяется для обозначения по крайней мере трех различных форм самовосприятия: Постижение себя как цельной реальности, благодаря которому человек соотносится с природой и космосом. Причастности к мистическим таинственным аспектам жизни. Вера человека в уникальность своей судьбы или причастности к великим историческим целям. Рассмотрим поподробнее. Чувство одиночества, относящееся к соотнесенности человека и природы, обнаруживается не только у отдельных индивидов; оно типично для больших групп. Это чувство может выражаться у некоторых групп в индустриальных урбанизированных обществах. Космическое одиночество может относиться и не ко всей природе, а лишь к какой-то ее части.

Например, некоторые люди, особенно одиноки, когда чувствуют свое отдаление от объекта их интереса: они тоскуют по своей земле, другие могут скучать по своей семье или друзьям, с которыми они разлучены. Чувство утраты связи с бытием или Богом, которое является другим вариантом космического одиночества, характеризуется как определенное философское и религиозное направление. Во многих современных религиях, в частности мистической и евангелистской ее разновидностях, чувствуется глубокая напряженность одиночества, вместе с притязаниями на его разрушение. Некоторые религиозные секты ищут постоянный контакт с богословами, которые бы утешили одинокие сердца верующих. Третий вид одиночества космического типа может быть легко распознан в движениях, ориентированных на конкретные исторические цели. Он описан художественной литературой и гуманистической психологией, включая работы Уильяма Джета, Карла Юнга, в которых человек страдает от ощущения разъединенности своего «я». Этот тип одиночества близок к переживаниям самоотчуждения, когда человек сознает, что один существенный аспект его личности упускается или развитие одной стороны «я» сводит на нет другие его стороны. Выражение данного типа одиночества иногда проявляются в форме стремления к истинному «я», которое еще должно быть реализовано. Теперь рассмотрим культурное одиночество. Яркий пример культурного одиночества – описание переживаний эмигрантов. История США особенно богата выражениями этого типа одиночества. В XIX веке во время волн эмиграции многие переселенцы приезжали в эту страну группами, которые включали ближайших родственников, друзей. Они были окружены любящими их людьми, что является важным для каждого человека, но они были глубоко одиноки. Такие люди говорили о своей отчужденности, отрыве от культурного наследия, которое изначально было их жизнью. Многое из того, что они привыкли считать само собой разумеющимся, было утеряно, они испытывали чувство разъединенности с традиционными ценностями и нормативами. Культурное одиночество проявляется также в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана, и что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Это характерно для молодежи, которые не могут найти место в культуре своей страны, что ведет к возникновению субкультуры молодежи. Культурные различия иногда разрушают социальные и межличностные связи. В таких случаях возникают сложные модели одиночества, как, например, в семьях и других общественных институтах, где существует так называемый разрыв поколений.

В данном случае культурное одиночество содействует обострению переживаний одиночества в социальном и межличностных измерениях. Одиночество в культурном измерении чаще встречается в среде ученых, реформаторов, особенно если они видят свои расхождения с основными культурными течениями, пытаясь прийти к ценностям, забытым или отвергнутым широкой публикой. Если рассматривать социальное измерение одиночества, то можно сказать, что данный вид одиночества хорошо известен. Особенно острые его формы обозначены такими понятиями социальной изоляции как изгнание, неприятие и с недавнего времени, отставка. Подразумеваются такие более тонкие формы социальной изоляции, включая случаи, когда людей лишают членства в группах, которые они считают важными и желательными для себя. В другом случае этот тип одиночества может возникнуть когда человек чувствует свое неприятие группой. В социальном одиночестве человек очень остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, не допустили или не оценили. Сам себе он видится изгнанником, лишним человеком. Этот вид одиночества чаще всего проявляется когда роли индивидов не учтены, например, когда человек уволен, не принят на работу; или когда человека избегают, так как его поведение, цвет кожи признают социально нежелательными. Существует много примеров социального одиночества, которые вследствие социальных изменений оказались отвергнутыми обществом. Острое социальное одиночество переживают люди, живущие не в «стороне», а на грани общества. Эти люди нуждаются в социально значимой включенности. К ним относятся старики, обездоленные, эксцентричные по своей природе люди. Тщательное рассмотрение данного типа одиночества, особенно в соединении с изучением других форм расстройств личности, приведет к большему пониманию проблем современного общества и более эффективными способами работы с ними. Как состояние физической изолированности, оторванности одиночество известно с самых древних времен и нередко сознательно использовалось людьми. При этом, на протяжении веков менялась его субъективная оценка и отношение людей к факту отрыва (уединения). Существует несколько форм одиночества: Обряды, воспитание одиночеством, испытания. Наказание одиночеством, выраженное изгнанием. Добровольное уединение отдельного индивида, оформившееся в социальный институт одиночества. Испытание и воспитание одиночеством были распространены среди всех народов. Подобные обряды имели огромное психологическое значение. В условиях полной жизненной растворенности индивида в своем племени или роде обряды изоляции были тем средством, которое позволяло человеку, пусть даже в примитивной форме, осмыслить себя и осознать себя, психологически обособиться. В тоже время индивид обособляется не как самоценная индивидуальность, а как представитель рода. Таким образом, обряды изоляции не только обособляли индивида, но и творили его родовое самосознание или, как отмечают психологи, «мы-сознание». Значение таких обрядов сохранилось на многие века и, в существенно измененном виде, дошло до наших дней. Понимание человеком условности изоляции, ее временной ограниченности, возвращение в привычные сферы общения, но уже в другом психическом состоянии, создает положительный фон, сопровождающий переживания одиночества. Эту позитивную особенность временного уединения, в последние годы стали использовать в психотерапевтической практике. В конечном счете испытание и воспитание одиночеством приводят человека в мир людей, сближают индивида с другими, делают для него саму возможность общения и жизни в человеческом обществе самоценной и безусловной. И все же не стоит забывать о том, что одиночество для современного человека является тяжелым испытанием. Генри Бостон писал: «Одиночество дело нелегкое, потому что человек, особенно когда он молод, создание стадное. Мощные инстинкты сопротивляются подобному образу жизни и тогда человеку приходят в голову мысли довольно странного свойства». Выделяют еще одну форму одиночества – наказание одиночеством. Эта форма одиночества имеет давнюю историю. В наше время такая форма одиночества может быть вызвана вследствие нарушения закона. Причем помимо лишения свободы государство часто использует такие способы отчуждения индивида от общества как высылка или лишение права проживать в определенной местности, хотя эти формы наказания внешне предстают как более мягкие. Однако психологически они являются наказанием тем же одиночеством, так как означают полный отрыв индивида от привычного для него круга общения, уровня культуры и т.д. Особенно мощными средствами наказания отчуждением обладают социальные группы. Типичными примерами являются применяемый в малых группах байкот, вплоть до общественного остракизма. Все эти методы направлены на то, чтобы поставить индивида в ситуацию физической, и главное, психологической изоляции. Для индивида создается ситуация когда невозможно вступить в общение со значимыми для него людьми. Психологическая тяжесть группового отчуждения заключается в том, что подвергается осуждению не только поступок индивида, а он сам как таковой, его личность, его собственные нравственные и культурные основания поступка. Это и есть ситуация личностного одиночества. Третьей формой одиночества является добровольное физическое уединение человека, его уход от жизни в обществе. Ученые связывают добровольное уединение в основном с отшельничеством. Отшельничество как социальный институт просуществовало не менее 2,5 тысяч лет и только в XX веке, по сути, утратило свое значение. Так ответы на многие вопросы не бывают общепризнанными. Они всегда глубоко интимно личностны. Янг полагает, что хронический характер одиночества является важным измерением, отличающим одиноких людей. По его мнению, хроническое одиночество есть следствие длительной неспособности человека установить связи с другими людьми, тогда как ситуативное одиночество – это следствие разрушения сложившейся модели социальных связей человека. Термин «переходящее одиночество» относится к случайно испытываемому чувству одиночества, которое большинство людей, по-видимому, переживают время от времени. Одинокие отличаются друг от друга и тем, насколько они сами себя считают одинокими. Кроме различий в длительности одиночества и его признании, одинокие люди отличаются также специфическими аффективными когнитивными и поведенческими особенностями. На основании выявленных особенностей были разработаны модели одиночества. Все три модели прошли опытную проверку. Во-первых, Джоне обнаружил, что одинокие люди, в своих вербальных взаимодействиях сосредоточены на самих себя и не реагируют на других людей. Во-вторых, что одинокие женщины чаще, чем другие категории женщин, впадали в крайности при сообщении какой-либо информации личного характера: в некоторых случаях одинокие женщины давали гораздо больше информации, в других - гораздо меньше. В-третьих, одинокие люди обычно описывают себя как людей застенчивых, и не склонных к социальному риску. Помощь одиноким людям должна состоять не только в том, чтобы изменить личность, но и ситуацию, создать такие методы вмешательства в среду, которые не бросали бы тень на одинокого человека.