Самара, ул. Солнечная,
д. 36а, 2-й этаж, оф.1

Блог самарского психолога

Психологические особенности взрослого человека

25/07/2016 Агафонова Ольга

В возрастной психологии взрослость обычно рассматривалась как стабильный период. Э. Клапаред охарактеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости». Однако исследования показали, что процесс развития человека не завершается с наступлением взрослости. Н.Н. Рыбниковым для обозначения периода зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека был предложен термин «акмеология». Акмеологический период охватывает возраст от 18 до 55−60 лет и отличается от юношеского в первую очередь тем, что в нем завершаются общесоматическое развитие и половое созревание, достигает своего оптимума физическое развитие, он характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

В период ранней взрослости строится собственный образ жизни, происходят усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности. В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Поздняя взрослость характеризуется дальнейшим установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время их перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других.
Период взрослости иначе называют периодом зрелости. Зрелый человек занимает центральное место в общественной и возрастной структуре общества. В этом возрасте, как правило, большинство людей достигает вершины профессиональной и общественной карьеры. Ценности зрелых людей начинают играть ведущую роль в жизни общества и они могут утверждать свои вкусы, образ жизни, стиль деятельности.

Психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами: 

Личностный аспект зрелости рассматривается в контексте моральной нормативности поведения. Личные нравственные нормы соответствуют гуманистическим ценностям и являются главными регуляторами поведения и отношений; они настраивают человека на прогрессивное развитие, достижение высоких не только личностных, но и социально-позитивных результатов.
Для зрелой личности характерно выполнение разных социальных ролей, использование роли как инструмента перестройки своего поведения в различных ситуациях. Это означает способность гибко перестраивать свою личность, меняться в разных ситуациях. 

А.А. Реан рассматривает зрелость с разных точек зрения: зрелость индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуума. Можно выделить также интеллектуальную, эмоциональную и личностную зрелость. Автор выделяет такие базовые компоненты социальной зрелости личности, как ответственность, терпимость и саморазвитие, а также интегративный компонент, который охватывает все предыдущие. Этим компонентом является позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Лиц зрелого возраста характеризует выбор условно гибких совладающих стратегий. У них в наибольшей степени выражено предпочтение стратегии «Поиск социальной поддержки», которая наиболее оптимальна для этого возраста; эту совладающую стратегию отличает широкое «поле применения», а также меньшая «трудоемкость».

Вопросы развития личности в зрелом возрасте становятся наиболее актуальными в связи с неуклонным ростом количества взрослых людей в возрасте около 35-45 лет с психологическими проблемами невротического профессионального и личностного характера. Наблюдается тенденция к увеличению социальной апатии и инфантилизации взрослого населения. Многими психологами отмечается наличие кризиса середины жизни.
Нормативный кризис 30−33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности. Стабильный период 33−40 лет характеризуется тем, что в этом возрасте человек наиболее успешно делает именно то, что хочет. Он ставит цели и добивается их. Возраст 40−45 лет – кризис середины жизни – этот возраст для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Нередко человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл – в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если человек продолжает сосредоточиваться только на себе и своих потребностях, то это приводит к новым кризисам.
Психологическим содержанием кризиса середины жизни является: обесценивание мечты, переоценка ценностей, исчерпанность одних жизненных смыслов и поиск других, формирование продуктивного отношения к жизни, определяющего последующую самореализацию личности.

Большое значение кризису «середины жизни» придавал Э. Эриксон. Возраст 30–40 лет он называл «десятилетием роковой черты», главными проблемами которого являются убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия.

Б. Ливехуд называл возраст 35–45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей – это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией, другой – продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в нем духовного начала. Итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случае он становится «к середине пятого десятка трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом».

При позитивном самоотношении наблюдаются принятие человеком собственной личности в целом, переживание чувства уверенности в себе, ощущение ценности своего «Я». Негативное самоотношение сопровождается стремлением человека поставить себе в вину свои промахи и неудачи, выраженной внутренней конфликтностью, неадекватной самооценкой, интенсивным использованием защитных механизмов.

Кризис «середины жизни» часто сопровождают те или иные депрессивные переживания. Это может быть снижение интереса ко всем событиям или удовольствия от них, апатия; человек может чувствовать систематическое отсутствие или снижение энергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Нередко депрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса к жизни.

Нередко люди после 35 лет вдруг решают сменить профессию и идут учиться. Также на возраст «около 40» приходится большое количество депрессий, суицидов, случаев алкоголизма. В этот жизненный период больше всего людей обращаются к духовной практике, к психологам, к религии, задумываются об уже прожитых годах, осознают свои ошибки. Формирование компьютерной аддикции также может стать следствием прохождения личностью очередного жизненного кризиса.

Таким образом, возраст взрослости или зрелости приходится на период от 18 до 55 лет и делится на раннюю, среднюю и позднюю зрелость. Основной психологической характеристикой данного периода является психологическая зрелость личности, выражающаяся высокой ответственностью, социальной активностью, заботой о других людях, развитыми нравственными нормами, адаптивным поведением. Период зрелости включает два нормативных кризиса, связанных с выполнением поставленных задач и достижением промежуточных жизненных целей. Если личность имеет положительное самоотношение, выход из кризиса оказывается благополучным, связанным с постановкой новых жизненных планов. При негативном самоотношении, апатии, связанной с будущим тревоге, потере смысла жизни, депрессивности выход из кризиса может быть найден личностью в формировании разнообразных аддикций, среди которых может быть и признак современности – компьютерная зависимость.