Самара, Московское ш., 20а

Блог самарского психолога

Феномен компьютерной зависимости

20/07/2016 Агафонова Ольга

Компьютерная зависимость – это патологическое пристрастие человека к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, к ограничению общения с другими людьми.

Д.И. Воронов определяет компьютерную зависимость как форму измененного состояния сознания человека, позволяющую ему жить и мыслить сразу в трех мирах – природной, социальной и виртуальной информационной реальности при доминировании последней.

«Зависимостью от компьютерной виртуальной реальности можно назвать чрезмерное, доминирующее в жизни увлечение компьютером или игровой приставкой, используемое для ухода от реальности и ведущее к деформации или качественным изменениям социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей».

А.Е. Войскунский, по результатам проведенных исследований, резюмирует, что феномен зависимости от Интернета «может и должен быть понят не просто как исключительно обсессивное пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая так называемых аддиктов ощущением потока (переноса в другую реальность)».

В Международной классификации болезней компьютерная зависимость не выделяется в самостоятельную рубрику и может быть отнесена к разделу F 63.8 «Другие расстройства привычек и влечений». Является ли склонность к компьютерной игре явлением патологическим – вопрос спорный, поскольку до настоящего времени еще не определена структура данного понятия. Так, М. Гриффитс назвал это состояние «технологической зависимостью», разделив ее на пассивные (телевизионная зависимость) и активные (Интернет, компьютерные игры). Термин «интернет-зависимость» был предложен А. Голдбергом в 1996 году для описания патологической тяги к использованию Интернет. А.Ю. Егоров выделил патологическое влечение к азартным играм (гемблинг) и технологические аддикции (Интернет-зависимость). Некоторые исследователи полагают, что зависимость от Интернета и компьютерных игр составляет одну группу. Но компьютерная зависимость может возникать и в отсутствии Интернета.

По данным Л.Н. Юрьевой, от 5% до 14% пользователей Интернет имеют компьютерную зависимость. Особенностью такого зависимого поведения является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, сочетание нескольких видов аддикций. Подавляющее большинство лиц, имеющих компьютерную зависимость, не считают себя больными, не пытаются бороться с этой привычкой, не обращаются за специализированной помощью.

Зависимость от компьютеров проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра. В среднем для субъекта требуется не более полугода-года для становления действительным компьютерным аддиктом. Патологическое использование компьютера, возможно, не так опасно в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания, однако очевидно, что компьютерная аддикция все же негативно влияет на личность человека. Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой. Среди психологических можно отметить хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой. К физическим относят синдром карпального канала; сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна.
В.С. Жилов указывает на то, что чаще всего зависимость от Интернета понимается максимально широко, включая:

Зависимость от интерактивных ресурсов намного сильнее, чем от обычных компьютерных игр, да и время, которое человек может провести, посещая странички родственников и друзей, общаясь, выкладывая и комментируя фотографии, намного больше, чем-то, которое можно потратить на игру. Зависимость от социальных медиа проявляется, если, во-первых, человек проводит в пространстве он-лайн больше времени, чем вне его, и, во-вторых, если основные его переживания происходят в виртуальной реальности, также могут возникнуть желания постоянно заходить в сеть, узнать последние новости. Так что, получается, что общение в социальной сети не дополняет общение с живыми людьми, а зачастую просто заменяет его. 
В психологии был описан особый тип психических состояний, существующих только актуально. Этот тип психологических состояний был назван «виртуальными состояниями» и связан с понятием «виртуальной реальности», имеющей ряд специфических свойств:

По мнению Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриевой, «одним из важнейших отличий компьютерной зависимости от большинства аддикций является практически полное отсутствие борьбы мотивов. Отбрасывание «Я» происходит автоматически – без каких-либо терзаний – и воспринимается аддиктом как освобождение».
По Л.Н. Юрьевой, формирование компьютерной зависимости проходит три этапа: 
1 этап – этап риска развития компьютерной зависимости. Для данного этапа типично увеличение времени, проводимого за компьютером, снижение продуктивности в работе, потеря ощущения времени, положительные эмоции при работе за компьютером, увеличение денежных расходов на его обслуживание, начальные признаки социальной дезадаптации. 
2 этап – этап сформированной компьютерной зависимости. Его ведущие признаки - эмоционально-волевые нарушения и психическая зависимость. 
3 этап – этап тотальной компьютерной зависимости. На данном этапе проявляются симптомы психической и физической зависимости, отмечается выраженная социальная и семейная дезадаптация. В структуре синдрома преобладают психомоторное возбуждение, агрессивность, депрессивные переживания, рассеянное внимание. Выражены физические симптомы: мигрень, боль в позвоночнике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти (синдром карпального канала). При попытке окружающих препятствовать компьютерной деятельности возможно, демонстративно–шантажное суицидальное поведение (у детей и подростков, но вряд ли у взрослых людей – прим.автора диплома). 
R. Subby выделяет четыре стадии развития психологической зависимости от компьютера и компьютерных игр:

Научный подход к изучению компьютерной зависимости впервые продемонстрировала в 1996 году К.Янг, создавшая тест для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно полученным ей данным, предвестниками компьютерной зависимости являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, предвкушение работы в Интернет, увеличение времени, проводимого он-лайн, а также количества денег, расходуемых на покупки через Интернет. 
В настоящее время не существует общепризнанной классификации компьютерной зависимости, в различных источниках выделяются следующие типы зависимости, связанные с компьютерными технологиями: компьютерные игры и Интернет-зависимость (страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм; навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам); игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми по сети; виртуальные знакомства (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети); киберсекс (увлечение порносайтами).
А.Ю. Бубнов, О.В. Дмитриева, В.Л. Шаповалов исследовали интенсивность вовлеченности россиян в интернет-коммуникацию. Авторы отмечают, что активное пользование сетью Интернет, как правило, начинается с использования его как средства массовой информации. Почти 75% пользователей предпочитают заниматься в Интернете чтением и поиском новостей. Интерес к новостям в большей степени выражен в возрастной категории 24-53 лет среди лиц с высшим и средним специальным образованием.

Веб-серфингом (переходом с одного сайта на другой) занимаются около 45% пользователей Рунета, что свидетельствует о формировании субкультуры Интернет-поведения, когда он становится образом жизни. Самыми популярными сегментами Интернета являются сайты, предоставляющие информацию о поиске работы (42% пользователей возрастной группы 23-43 года) или здоровье (65% пользователей старше 34 лет, чаще женщины).

Новые виды досуга в сети представлены поиском информации о путешествиях. Более 50% респондентов готовится к путешествиям при помощи Интернет (высшее и среднее специальное образование, 23-34 года). 73% респондентов посещают Интернете ради поиска развлекательной информации. Использование Интернет-игр характерно для 60% пользователей, причем приверженность к играм распространяется гораздо дальше подросткового возраста, сохраняя влияние до возрастной категории 43 года. Чаще в Интернет-игры играют мужчины.

Наряду с молодыми жителями больших городов в сети стремительно возрастает количество лиц старшего возраста, пенсионеров, жителей малых городов и деревень, людей без высшего образования. Такие виды досуга, как просмотр новостей, чтение блогов, поиск информации о путешествиях и здоровье существенно увеличивают присутствие в сети лиц в возрасте 43-63 лет. Отмечается также тенденция преобладания в сети женщин, которые являются более активными пользователями досугового сегмента сети по проблемам здоровья, самообразования, поиска информации о товарах и услугах.

Россия находится на пятом месте в мире (65% пользователей) по вовлеченности в социальные сети. Интернет-сервисы на базе социальных сетей позволяют одновременно удовлетворить потребности в общении, самовыражении, поиске и потреблении разнообразной информации.

По данным Е.В. Бродовской и коллег, в России лица среднего возраста используют социальные сети для трёх целей: 1) дистанционное общение, 2) чтение новостей и просмотр страниц друзей, 3) прослушивание музыки, просмотр видео, знакомств, комментирования и размещения собственного контента, размещения личных фотографий. Их отличает менее активная, чем у людей молодого возраста, стратегия использования социальных сетей, заключающаяся в преобладании пассивного потребления контента и менее интенсивным характером коммуникаций. Среди лиц пожилого возраста абсолютное большинство (83 %) не являются пользователями электронных социальных сетей. Практически единственной сетью, используемой пожилыми россиянами, являются «Одноклассники». Среди наиболее востребованных отечественными пожилыми пользователями возможностей социальных сетей — дистанционное общение, просмотр родственников и друзей, размещение небольшого объема личных данных и фотографий, а также онлайн игры. Мотивация пользователей старшего поколения связана, как правило, с возможностью удовлетворить потребности в дистанционной коммуникации и поиске информации о своем окружении. Их характеризует сдержанное отношение к возможностям социальных сетей, игнорирование возможности создания и размещения собственного контента.

Основной целью является общение с родственниками, знакомыми, коллегами, поиск утраченных связей: одноклассников, старых знакомых, далеко живущих родственников. Не менее востребованы знакомства в сети, так как общение в Интернете снижает психологический барьер. Гораздо проще «добавить в друзья» или прокомментировать фотографию, нежели подойти на улице и познакомиться. К тому же информация на страничке сразу заменяет и даже отменяет этапы знакомства, так как сразу известны интересы, увлечения, место работы/учебы и т.д.

Подавляющее большинство Интернет-пользователей в России - это люди в возрасте от 16 до 35 лет, большинство из которых нуждается в психологической помощи для решения реальных психологических проблем. 
Т.А. Ахрямкина (2006) отмечает, что чаще компьютерной зависимости подвержены лица, имеющие проблемные межличностные отношения в социуме и семье, не имеющие никаких серьезных увлечений. В виртуальном мире они находят отдушину, их эмоциональное состояние улучшается, легче происходит самоутверждение. Пребывание в виртуальном мире позволяет человеку абстрагироваться от психологических проблем реального мира, но невозможно находиться в нем постоянно. Выход из виртуальной реальности для зависимого человека является болезненным, поскольку вновь сталкивает его с реальностью, вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия.
Американские ученые М. Шоттон, Ш. Текл и Т. Больбот в начале 80-х указывали, что формирование компьютерной зависимости обусловлено не только потребностью субъекта в уходе от реальности или личными проблемами, но и индивидуальными характеристиками человека (например, особенностями характера). Пользователь Интернет удовлетворяет следующие виды потребностей: коммуникативная; познавательная; игровая, однако зависимость возникает в том случае, если эти потребности являются фрустрированными в реальной жизни.

По данным К. Янг и Р. Роджерса, для интернет-зависимых лиц характерны такие черты, как высокий уровень абстрактного мышления, уверенность в себе, индивидуализм, низкая способность к конформному поведению, настороженность, склонность к гипертрофированному реагированию на слова других людей. Эти черты, с одной стороны, обусловливают стремление к опосредованному общению с людьми, с другой – способствуют более легкой адаптации к длительным периодам изоляции. С. Каплан, С. Стайгер и С. Баржер писали о сочетании скромности, одиночества, эгоцентризма и депрессии. Авторы отмечают типичный для зависимых феномен «поврежденной самооценки», состоящий во внешне демонстрируемой низкой самооценке, тогда как реальная внутренняя самооценка высокая. В работах Д. Деберардиса трудность выражения чувств и низкое самоуважение достоверно взаимосвязаны с высокими баллами оценки компьютерной зависимости.
Согласно психологическим теориям, аддиктивное поведение возникает у людей, имеющих предрасполагающие личностные особенности. И.М. Валишова и Л.П. Великанова отмечают, что компьютерная зависимость это скорее не официальный диагноз, а один из симптомов других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). По данным авторов, психологические риски формирования компьютерной зависимости включают низкий уровень самоактуализации и высокий уровень тревожности, неуравновешенность, неуверенность в себе, нерешительность, обидчивость, мнительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, подавленное настроение, быстрое истощение, низкая адаптационная способность в изменяющихся условиях жизни, трудность выбора и установления межличностных контактов, замкнутость и закрытость.

По данным Н.П. Кириленко, лицам с компьютерной зависимостью довольно часто присуща проблема общения, связанная с включенностью в группу. Такие личностные особенности, как повышенная тревожность, низкая самооценка, сильно выраженная ригидность, сложности в принятии своего телесного образа усугубляют ситуацию. Провоцируют формирование компьютерной зависимости также и трудности в выражении и регуляции эмоций. Это приводит к недостаточному развитию эмоциональной сферы, неразвитости способности к сопереживанию. Отсюда можно сделать вывод о необходимости формирования открытости в общении, развития самопознания и самопринятия.

С.А. Щебетенко изучал связь личностных черт с пользовательской активностью субъекта в социальной сети. Показатель нейротизма взаимосвязан с несколькими прямыми эффектами поведения пользователей в социальной сети (число записей, на «стене», число аватар, личных фотографий, «лайков» и т.д.). Эмоциональная нестабильность (нейротизм) является одним из личностных факторов, активизирующих поведение пользователя в социальных сетях. Возможно, эмоциональная нестабильность подталкивает индивида на частые проявления активности в своем аккаунте в силу повышенной тревожности относительно восприятия индивида окружающими. Вероятно также, что нейротизм способствует компенсаторным, более безопасным в сравнении с «живым общением». Эмоциональная неустойчивость и тревожность заставляют более интенсивно управлять своим имиджем. Добросовестность как черта личности проявляет себя в увеличении числа личных фотографий в качестве аватары, а также редком использовании альтернативных аватар. Вероятно, субъекты с низким уровнем добросовестности могут использовать свой аккаунт для более разнообразного провождения времени в сети, что приводит их к большему экспериментированию с самопрезентацией. И, наоборот, с ростом показателя добросовестности может возрастать тенденция к такой самопрезентации, которая упростила бы идентификацию индивида, сделала ее прозрачной и ответственной. 

Г.М. Сордия провел аналогичное исследование и обнаружил, что пользователи Интернет с преобладанием таких личностных черт как тревожность, страх неопределенности, застенчивость, склонность к психосоматическим заболеваниям, реалистичное отношение к себе подвержены развитию Интернет-зависимости. Склонность к конформизму у пользователя в виртуальном взаимодействии снижается, но при этом ?возрастает риск формирования Интернет-зависимости. Лица с проблемами социальной адаптации в реальной жизни также подвержены погружению в виртуальную среду. 

Н.В. Омельченко отмечает, что определенные сочетания диспозиций личности (характерологических черт, ценностных ориентаций) и особенностей категоризации субъектом компьютерных игр выступают в качестве личностных предпосылок увлеченности компьютерными играми. Между предпочтениями компьютерных игр определенного жанра и личностными чертами существуют определенные связи. Разнообразие жанров может быть сведено к четырем основным типам психологических профилей играющих:

  1. личности, предпочитающие игры типа борьбы, драк предусмотрительны, экстравертированы, настойчивы, отличаются легкой эмоциональной возбудимостью, значимостью ценностей гедонизма, самостоятельности и стимуляции. В играх они видят возможность испытать яркие впечатления и волнующие переживания;
  2. игроки, предпочитающие настольные игры, симуляторы, аркады консервативны, не настойчивы, не любознательны, отличаются невысокой значимостью ценностей гедонизма, достижения, власти. Они играют ради развлечения;
  3. игроки, предпочитающие стратегии и квесты, ориентированы на ценности достижения и власти. Экстраверсия у них соседствует с высокой открытостью опыту. Игры используются для достижения статуса и престижа, контроля и доминирования;
  4. игроки, предпочитающие «стрелялки» и ролевые игры, отличаются низкой эмоциональной устойчивостью, агрессивностью; склонностью к соперничеству, значимыми ценностями для них являются стимуляция, самостоятельность.

О.В. Литвиненко (2008) выявила, что психологический статус лиц с компьютерной игровой зависимостью характеризуется снижением самочувствия, активности, высоким уровнем ситуационной тревожности, психического напряжения, снижением работоспособности, высоким уровнем психического утомления, эмоционального стресса; ощущением беспомощности и разочарованности; компенсирующем типе поведения, выражающегося в упорном и неадекватном стремлении к независимости, попытках добиться значительности и влияния.

Таким образом, анализ предпосылок к формированию компьютерной зависимости показал, что наиболее подверженными данной проблеме являются люди в возрасте 16-35 лет, большинство из которых нуждается в психологической помощи по поводу проблем в межличностных отношениях в социуме и семье, индивидуализма, низкой способности к конформному поведению, настороженности, чувствительности к внешней критике, низкого уровня самоактуализации и высокого уровня тревожности, неуравновешенности, неуверенности в себе, мнительности, низкой адаптационной способности к изменяющимся условиям жизни.